Хабы (муфты) на Спортягу

Напомню коллегам, что на наши машинки промышленность выпускает три типа хабов (муфт включения полного привода): полуавтоматы вакуумные, полуавтоматы механические и ручные хабы. Про вакуумные ничего не скажу, они не часто встречаются на Спортягах, чаще у народа стоят механические.

Неплохи для легкого бездорожья, скользкой дороги, снега. Удобно, что не надо выходить специально из машины для включения. Неудобно, что надо сдавать вперед изи назад для их выключения, да и включаются тоже сразу, а проехав примерно метра три. Главная конструктивная пакость состоит в том, что умирают тихо по причине выхода из строя силуминового трехшиповика. Это главная деталь хаба, отвечающего за включение полного привода. Со временем либо ломаются-стираются его три "зуба" (шипа), либо стирается само тело трехшиповика и он садится ниже. Чревато это тем в обоих случаях, что под нагрузкой хабы недовключаются, либо их выбивает. Тогда раздаются ужасные удары в районе трансмиссии и машинка перестает ехать по бездору. Самое неприятное, что трехшиповик стирается не при подключенном полном приводе, а при выключенном, то есть, когда владелец ездит, не включая полный привод. Существуют усиленные механические хабы, в которых усилен трехшиповик, но с ними другая беда - они провоцирут выскакивание их штатной канавки стопорного кольца полуоси при полном вывороте колеса (сам наблюдал несколько раз и ремонтировал).

Что делает народ, когда ему либо надоедает туда-сюда ездить для включения ПП (что не всегда проходит на бездоре), либо бороться с капризными деталями? Либо блокирует наглухо хабы (как вакуумные, так и механические), либо переходит на "ручки" - хабы с ручным переключением. Заблокировать хаб можно: в вакуумной муфте поменяв местами пружинки, в механическом - опустив шестерню (малую) вниз и поставив пружинку наверх. Как вариант - малую шестерню иногда приваривают.

В случае перехода на ручные хабы есть несколько вариантов: их делают фирмы WARN, AVM (США), но последнее время появилось много подделок, я лично на такие попал. Делают ручные муфты и украинские производители, некоторые причем очень приличного качества (например, фирма AmicA).

Единственный недостаток ручных муфт - надо выходить из машины для их включения-выключения, но к этому быстро привыкаешь, учитывая очень четкую работу этих хабов.

И конечно, надо не забывать про несколько простых правил, которые продлят жизнь Вашим хабам и позволит подключить полный привод при любых обстоятельствах:

- включать и выключать хабы необходимо на неподвижной машине, причем включать их рекомендуется перед сьездом на бездорожье;

- не ездите с включенным полным приводом по твердым покрытиям, Ваша стихия: снег, мокрая дорога, песок, грунтовки, болото;

- периодически проверяйте затяжку болтов крепления хабов: иногда они самопроизвольно откручиваются;

- желательно сразу посадить хабы на любой герметик, чтобы влага не попадала вовнутрь;

-  рекомендации производителя, процитирую:
При установке - Внимание! Не смазывайте хаб дополнительно!
При производстве хаба в него заложено необходимое количество смазки.

При обслуживании - Промывайте детали хаба в керосине или дизельном топливе. Смазывайте детали только моторным маслом SAE 30. Не применяйте густых смазок!

- бойтесь подделок - попадете на деньги!